Розацеа: кожа, в которой я живу

Почему им стали болеть молодые люди, причем здесь наше стремление к чистоте и кошки в доме
За последние полтора месяца на прием пошел поток пациентов с розацеа. Не то чтобы пациенты с этим диагнозом в кабинете дерматокосметолога были редкостью, просто обычно им около сорока. А тут розацеа помолодело. И не только я это заметила, но и все врачебное сообщество, которое стало исследовать этот вопрос.

Юлия Щербатова
дерматокосметолог, главный врач
Как выглядит розацеа?
По-разному. Вспомните принцессу Диану с ее пунцовыми щеками и подбородком. Или, например, Билла Клинтона, с утолщением кожи и неровной текстурой.
Розацеа — не просто косметологическая проблема, а самое настоящее заболевание сосудов, по медицински называется ангионевроз. И даже внесено в Международную классификацию болезней (под кодом L71). Поэтому не стоит относиться к нему как просто косметическому дефекту.
Какие причины розацеа?
Ровно год назад я подробно рассказывала, что медицине многое все еще неясно. Но мы знаем, что причин несколько. Это внешние факторы, которые заставляют сосуды резко расширяться (солнце и баня). Это острая пища. Это сапрофитный клещ демодекс (Demodex folliculorum и Demodex brevis), который живет на коже и до поры до времени не проявляет себя. Это и сопровождающая этого клеща бактерия Bacillus oleronius. Это повышение уровня эстрогена, к которому чувствителен эндотелий (внутренний слой) сосудов — собственно, поэтому розацеа часто болеют пациенты старше 40 лет, но такое нарушение может возникнуть и раньше.
Сапрофиты — микроорганизмы, которые безвредно живут в организме человека и проявляют себя в исключительных случаях, например при снижении иммунитета
Так выглядит этот клещ
Парадоксы чистоты
Сейчас можно сказать, мы поняли, почему розацеа проявляется все больше у молодых людей. Большую роль в этом играют микроорганизмы, которые живут на коже и сопровождают нас всю жизнь.

Медицина долго считала, что микробы — это вредно и опасно. Так и было на самом деле: из 225 000 лет существования человечества, доступ к чистой воде у нас есть только примерно сто лет, а вообще свободный доступ к воде, когда ее не нужно экономить и мыться в одном тазу всей семьей, и того меньше. Не так давно у человечества появилось понимание того, что является причиной инфекционных заболеваний, как они передаются и как этому противостоять. Улучшилось качество пищевых продуктов — они стали микробиологически чистыми. Наконец, появились антисептики и антибиотики, которыми стало можно лечить и предотвращать кишечные инфекции.

Пропаганда гигиены, которая велась до того, была оправдана: кипятить воду, стерилизовать упавшую на землю пустышку, мыть с мылом или окунать в кипяток фрукты, постоянно мыть руки, гладить детское белье с двух сторон и тщательно убирать в квартире. Правила гигиены прочно вошли в нашу привычку и сегодня мы выполняем их даже не задумываясь. Иногда даже слишком тщательно и фанатично.

В магазине можно купить специальное мыло для мытья овощей. В каждой квартире круглосуточно есть вода и мы принимаем душ утром и вечером. По ТВ нам продают бактерицидное мыло, способное «убить 99% микробов» и пугают микробами под ободком унитаза, которые «разлетаются по квартире при смывании воды». А гели для умывания не только удаляют грязь и весь жир, но и содержат консерванты, которые способны убить на коже даже безобидные микроорганизмы.

Продукты питания за последние 20 лет тоже стали слишком чистыми, потому что появилась необходимость их длительного хранения. Ультрапастеризованное молоко может храниться несколько месяцев и в нем нет уже никаких микроорганизмов, которые раньше — хочешь-не хочешь, — попадали к нам в желудок. Ранее вода в бутылках консервировалась газированием углекислотой, а сегодня в нее нередко добавляют неомицин, чтобы она могла храниться разлитой на складе или в магазинах долгие годы. Мясо обрабатывают озоном, ультрафиолетом или все тем же неомицином, чтобы оно дольше не портилось. Примеров можно привести бесконечное множество.

Казалось бы: что плохого в том, что наконец правила гигиены впечатались в наше сознание? Наконец, никто не страдает от кишечной инфекции. А последняя — седьмая — пандемия холеры была в 1975 году и от нее уже не гибнет огромное число людей.
Обложка ежедневной парижской газеты Le Petit Journal, вышедшей в печать 1 декабря 1912 года и писавшей об эпидемии холеры
Но вот парадокс: хотя мы и стали жить в небывалой ранее чистоте, но не стали от этого здоровее. Количество инфекционных заболеваний снизилось, но заметно выросло число неинфекционных — аллергий, аутоиммунных заболеваний и кожных заболеваний: атопического дерматита, псориаза и помолодело розацеа.

Еще не так давно считали, что причина в загрязнении окружающей среды: живущих в подушках клещах, пыли под диваном, удобрениях и пестицидах. Поэтому советовали еще фанатичнее мыть, чистить и стерилизовать. Но лучше не стало, а даже наоборот. И те, кто рос в условиях стремления к стерильности (сегодня это 20-, 30- и 40-летние), сегодня болеют чаще. В том числе, приходят ко мне с розацеа.
Почему чище не значит здоровее?
Выяснилось, что контакт с микробами очень важен для нашего здоровья и иммунитета. И чем эти бактерии разнообразнее (особенно в детстве) — тем лучше.
Все разнообразие микроорганизмов, которое живет в кишечнике или на коже человека, индивидуально и называется словом микробиом
Все разнообразие микроорганизмов, которое живет в кишечнике или на коже человека, индивидуально и называется словом микробиом. Он формируется с первых дней жизни: часть бактерий мы получаем в момент рождения от матери, а потом когда просто живем и контактируем с окружающим миром — когда прикасаемся к предметам, а потом к коже, когда едим грязными руками, когда пьем воду и едим, когда обнимаемся с кошкой...

Уже доказано: тот, кто живет в деревне, роется в земле и контактирует с домашними или сельскохозяйственными животными, оказался здоровее тех, кто живет в городе в чистейших условиях и питается чистой пищей. Дети, родившиеся в семье, где живет кошка или собака, не страдают от аллергии на кошек или дерматита. Они реже болеют розацеа, атопическим дерматитом и псориазом в сравнении с теми, кто рос в слишком чистых условиях. Дети, которые ходили в дошкольные учреждения, здоровее тех, кто был изолирован от других детей, а самые младшие дети здоровее своих старших братьев и сестер и реже страдают от атопических заболеваний (особенно поллиноза и дерматита), потому что в семье выше инфекционная нагрузка.
Полезные паразиты
За все время существования человечества мы не просто научились как-то сосуществовать с микробами — мы не можем без них. Микробиота помогает поддерживать гомеостаз, участвует в выработке витаминов и переваривании пищи, улучшает нашу чувствительность к инсулину, на коже выполняет барьерную функцию, поддерживает низкий pH и вырабатывает антибиотикоподобные вещества, влияет на качество кожи. Но главное — участвует в формировании иммунитета, потому что постоянное присутствие микробиоты держит иммунитет в здоровом напряжении и заставляет его быть постоянно начеку.
Бактерия Staphylococcus Epidermidis помогает сохранять коже увлажненность и защищает от болезнетворных микробов, вызывающих сухость и раздражение, а Lactobacillus — восстанавливая кожный барьер, снижает потерю влаги и синтезирует противовоспалительные белки, которые помогают в борьбе с прыщами
Это значит, что нарушение микробиома (когда человек живет в слишком стерильных условиях, длительно принимает антибиотики, ревностно относится к гигиене и так далее) ведет к целому каскаду негативных последствий для кожи: потеря влаги, нарушение выработки кожного сала и состава липидов, изменение pH-баланса и способности противостоять болезнетворным микроорганизмам, которые живут или попадают на нашу кожу. Нарушается иммунитет и барьерная функция кожи, она становится чувствительной и реактивной.

Барьерная функция очень важна. Когда патогенные бактерии контактируют напрямую с кожей, наш иммунитет вырабатывает слишком большое количество противомикробных пептидов (называются кателицидины). С одной стороны, они пытаются защитить нас от бактерий, но с другой — запускают воспаление кровеносных сосудов, зуд, становятся причиной появления папул и пустул. Также проявляется розацеа. И это не совпадение.
Что делать врачу и пациенту?
  1. Не бояться бактерий. Чем больше мы контактируем с ними и чем они разнообразнее, тем меньше риск развития аллергий и кожных заболеваний, в том числе розацеа.

  2. Чистота без фанатизма: мы стали понимать о том, как ухаживать за кожей, чтобы она оставалась здоровой. Ее не нужно мыть «до скрипа», пытаясь очистить от жира и микроорганизмов — гигиена кожи должна быть умеренной.

  3. Щелочное мыло и антибактериальные средства (например, спиртовый лосьон, спиртовые салфетки, антибактериальный гель) наносят коже больше вреда, чем мы себе представляли. Если нужно сделать чистку, лучше обращаться к профессионалам — это сохранит вам не только здоровую кожу, но еще и микробиоту и поможет избавляться от патогенных возбудителей на коже правильно.

  4. Здоровье кожи, как и вообще здоровье, формируется в детстве. И не только снаружи, но и изнутри. Мы можем использовать в лечении и профилактике кожных заболеваний пробиотики и пребиотики, а также бактериофаги.

  5. Розацеа — заболевание с множеством причин. И лечение должно быть комплексным. А значит, чтобы эффективно лечить розацеа, недостаточно удалить сосуды лазером — диагностика и лечение должны быть комплексными: исследование и нормализация баланса половых гормонов, изменение пищевых привычек, домашнего ухода. В лечении розацеа кроме дерматокосметолога должен принимать участие эндокринолог — только тогда терапия будет эффективной.

Автор: Юлия Щербатова, кандидат мед. наук, врач дерматохирург, челюстно-лицевой хирург, дерматокосметолог
Поделитесь с друзьями в соцсетях:
Читайте по теме: