Как понять, что у тебя остеопороз, пока ты еще ничего не сломал?
Дело в том, что пациенты, которые себе еще ничего не сломали — это, по сути, все женщины в постменопаузе. Мужчинам остеопороз тоже грозит, но позже: тестостерон предохраняет их лучше, чем эстрогены женщин, и к тому же медленнее снижается.
И тут важно просто прийти, чтобы мы побеседовали и выявили анамнез. Если, например, выяснится, что у мамы был перелом шейки бедра, то я не буду ждать, когда он случится у самой пациентки, а направлю ее на исследование – рентгеновскую денситометрию. Оно определяет минеральную плотность в костной ткани. И если по результатам мы увидим, что есть остеопения (снижение количества костной ткани) и остеопороз, то это будет означать, что кости уже настолько хрупкие, что легко могут сломаться. В этом случае я обязан назначить специальную терапию, чтобы снизить риск переломов в будущем.
Терапия эта комбинированная. В ряде случаев, если терапевтическое окно для назначения менопаузальной терапии еще не закрылось (десять лет с момента последней менструации), я могу назначить гормоны — собственно те, которых и не хватает. Кроме того, у нас есть специальные препараты, они так и называются: антиостеопоротические.