ПУБЛИКАЦИИ

В том-то и дело

Как изменились современные anti-age стратегии
За прошедшее десятилетие подход к омоложению изменился кардинальным образом. Объясняем, почему в фокусе современных anti-age стратегий отнюдь не разглаживание морщин, а стабильное психоэмоциональное состояние, развитие интеллектуальных способностей, а также поддержание либидо и гормонального фона.
Выглядеть молодо и чувствовать себя молодым — абсолютно разные вещи. Если раньше индикатором юности были ровная кожа, гладкий лоб и упругое тело, то сейчас все больше специалистов сходятся в одном: никакие инъекции, аппаратные процедуры и даже пластические операции не заменят той энергии, бодрости и ощущения полноты жизни, с которыми и ассоциируется молодость. Достаточно взглянуть на модель Николу Гриффин, появившуюся в 56 лет на обложке Sports Illustrated, или 92-летнюю звезду подиумов Даф-ну Селф, чтобы понять, что неизбежные возрастные изменения практически не влияют на восприятие человека, пышущего здоровьем. На достижении именно такого состояния ор ганизма — активного и бодрого — сконцентрированы современные методики anti-age. Когда стало очевид- но, что хронические заболевания, низкий эмоциональный фон, отсутствие либидо и накопленная годами усталость (зачастую из-за неумения отдыхать и нарушения баланса между работой и личной жизнью) «при- бавляют возраст», стандарт программ омоложения трансформировался. Во всемирно известных клиниках, таких как Sha или Espace Henri Chenot, они напоминают общую «перезагрузку»: подробный check-up со сложными тестами и анализами, индивидуальный подбор комплекса витаминов и гормонов, процедуры для оздоровления всех систем организма, работа с тренером (и чаще это история не про кубики на животе, а про здоровую спину и крепкий кор), эндокринологом, диетологом и психотерапевтом — косметологические процедуры в этом списке стоят далеко не на первом месте.
Молоды душой
В погоне за молодостью мы готовы подключить к делу целую команду специалистов — от косметолога до остеопата, — но про ментальное здоровье забываем. Сесть в кресло к психотерапевту решаются не все, и лишь единицы понимают, как такая работа связана с процессом омоложения. Первый шаг — сбросить стресс, негативные эмоции, взять под контроль тревогу. Погружение на более глубокий уровень затронет психологические травмы, проблемы кризиса зрелости и отношений, пересмотр жизненного сценария. «На разных этапах жизни психотерапия решает разные задачи. Несмотря на то что возраст 40–50 лет считается периодом средней зрелости, люди на этом этапе начинают осознавать, что время активного роста подходит к концу. Многие задаются вопросом, добились ли они поставленных целей, сталкиваются с переживаниями по поводу внешности, проблемами в браке и отношениями с детьми, размышляют об экзистенциальных категориях — жизни и смерти. В данном случае, конечно, важность ментального здоровья огромна, и психотерапия поможет в первую очередь оставаться здесь и сейчас, наслаждаться этим периодом, организовывать жизнь согласно своим потребностям. Когда человек осознанно присутствует в этой жизни, он всегда молод, потому что готов к новым свершениям, он открыт миру и у него есть ресурс на изменения», — уверена психолог, гештальт-терапевт и основательница психологического центра Talk To Me Нигина Абаева.

Часто к процессу психотерапии подключается и невролог — не стоит забывать про возрастные измене- ния мозгового кровообращения, ухудшение памяти и внимания, скорости передачи нейронных импульсов, снижение когнитивных, мыслительных способностей. Именно поэтому в современных методиках anti-age уделяется так много внимания тренировке ума, а не только тела, как это было раньше. Простое разгадывание кроссвордов считается отличной профилактикой, интеллектуальные игры и приобретение новых навыков — способом сохранить гибкость ума и интерес к жизни, а высший пилотаж «зарядки для мозгов» — учить стихотворения наизусть, вновь сесть на студенче- скую скамью, записаться в школу иностранных языков или на курсы скорочтения. «Я убеждена: пока мы мыслим — мы живы. И обучение — лучший способ заставить мозг трудиться. Я, например, освоила испанский язык, занимаясь в группе с ребятами гораздо младше меня, что безумно мотивировало. Сейчас я увлечена искусством, прохожу мастер-классы и стараюсь черпать знания отовсюду. Да, бывает сложно, но именно в этот момент я ощущаю работу своего мозга и чувствую себя юным студентом», — делится личным опытом основа- тельница салонов «Мильфей» Елена Темиргалиева.
Про это
Гормональный фон — настоящий серый кардинал человеческого организма, и в вопросах старения он играет ключевую роль. «Высокий уровень половых гормонов — эстрадиола у женщин, например, — обеспечивает хоро- ший внешний вид, упругость кожи (за счет стабильной выработки коллагена), здоровье костных тканей и сердечно-сосудистой системы. В период пре- и менопаузы уже начинаются изменения, и правильно подобранная заместительная гормональная терапия поможет женщине, ис- пытывающей дискомфорт, быть в форме», — рассказывает Елена Младова, главный врач клиники Remedi.

Во власти гормонов находится и репродуктивная функция человека. Несмотря на то что за последние 20 лет наши представления о приемлемом для первых родов возрасте существенно изменились, взгляды медицины в вопросах деторождения, ко всеобщему сожалению, во многом остались прежними. «Организм есть организм, репродуктивный период ограничен 45 годами. Но сейчас медицина предлагает новые варианты решения, и задача современного человека, планирующего иметь детей, состоит в том, чтобы сохранить свои репродуктив- ные возможности в период расцвета», — объясняет врач.

Нельзя забывать и про дофамин, гормон удовольствия: он поднимает настроение, а значит, продлевает жизнь. Врачи сходятся на том, что самый правильный дофамин мы получаем в момент оргазма (он, кстати, активирует ту же зону мозга, что и глубокая медитация). «Количество секса в жизни современных людей падает, а им нужно заниматься. Это необходимость для здорового человека, отсутствие либидо — ненормально», — добавляет Елена Младова. К интересному выводу на эту тему пришел профессор из Университета Аризоны Томас Кавеса де Вака. Он доказал, что у женщин, регулярно занимающихся сексом, удлиняются теломеры — концевые участки хромосом, длина которых в течение жизни сокращается, что сопутствует старению. Получается, женщины омолаживаются каждый раз, когда занимаются сексом! А гормон окситоцин, волна которого накрывает людей во время оргазма, Тьерри Эртог, специалист по гормональной терапии, президент Всемирного общества антивозрастной медицины (он проповедует идеи реверсивного, то есть обратимого старения, и это большая тема для отдельного материала), считает основой основ и выписывает свои пациентам. По его мнению, окситоцин держит мышцы в тонусе, делает людей активными и... моногамными. «Да, этот гормон участвует в повышении уровня эмпатии и нежных чувств людей друг к другу. Но надо помнить, что он не так хорошо изучен, нет достаточных исследований и доказательной базы о том, как он взаимодействует с другими участниками эндокринной системы», — предупреждает врач-дерматокосметолог, челюстно-лицевой хирург Юлия Щербатова.
Источник: InStyle, ноябрь 2020 г.