Вы наверняка замечали: от одних препаратов есть эффект, а от других как будто нет. Сегодня я расскажу, почему так бывает.
Когда мы принимаем что-либо через рот (это называется перорально, от лат. per os), это только так кажется, что дело сделано. На самом деле вещества проходят сложный путь. Например, часть препарата может инактивироваться ферментами, которые содержатся в слюне или кислотой и трипсином, когда попадают в желудок; часть препарата может связываться с белками или на их всасывание может повлиять воспаление стенок кишечника, где происходит всасывание. Не говоря уже про то, что на эффективность влияет масса других факторов, таких как характер пищи или препараты, которые мы принимаем параллельно с этим. В конечном итоге мы никогда не знаем наверняка, какое количество препарата в итоге достигает клеток нашего организма, и будет ли его достаточно для того, чтобы оказать ожидаемый эффект.
Но и это еще не конец: когда препарат достигает клетки-мишени, ему необходимо в нее проникнуть. Сделать это можно только с помощью специального «перевозчика» – везикулы, которая обволакивает молекулу препарата и протаскивает ее через клеточную мембрану, состоящую из фосфолипидов – плотного ряда молекул, одна часть которых («голова») хорошо смешивается с жирами, а вторая («хвост») – с водой.
Так что одна из главных современных проблем создателей лекарств это не синтез новых препаратов, а создание систем доставки, которые смогут протянуть молекулу внутрь клетки. Для этого они придумывали разные способы – заключали препараты в специальные микросферы, покрывали их специальными защитными покрытиями и кишечно растворимыми оболочками, и так далее, чтобы защитить препараты от разрушающего действия внешней среды и организма.